воскресенье, 18 апреля 2010 г.

Китай. Сучжоу.










Классические пейзажные сады Сучжоу.


Классические пейзажные сады Сучжоу - - поэзия, украшающая будничную жизнь.
Расположенный к югу от Янцзы город Сучжоу в восточнокитайской провинции Цзянсу славится своими уникальными пейзажными садами, скрывающимися в тихих переулках за скромными неприметными воротами.
В 1997 г. шедевры пейзажного садового искусства Сучжоу -- сады "Чжочжэнъюань" /"Сад удалившегося от дел чиновника"/, "Лююань" / "Оставляющий у себя сад"/, "Ваншиюань" /"Сад рыбака"/ "Хуаньсюшаньчжуан" /"Усадьба в живописном окружении гор"/ -- были внесены ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия. В 2000 г. сады "Цанлантин" /"Изумрудная беседка"/, "Шицзылинь" / "Львиная чаща"/, "Ипу" /"Цветник искусства"/, "Оуюань" /"Сад супружеского уединения"/ и "Туйсыюань" /"Сад раздумий о содеянном"/ также были включены в Реестр объектов мирового культурного наследия. Все эти сады принадлежали частным владельцам. Самым старинным из них является сад "Цанлантин", построенный в середине XI в., остальные появились при династиях Мин /1368 -- 1644 гг./ и Цин /1644 -- 1911 гг./, когда пейзажное садовое искусство Сучжоу переживало период своего расцвета.
Живописные пейзажные сады Китая всегда славились гармоничным сочетанием искусственных горок и водоемов с архитектурными сооружениями, цветами и деревьями.
Сучжоу изобилует озерами, водоемами и речками, климат здесь идеален как для человека, так и для растений.
Хотя в Сучжоу, практически, нет гор, но городские окрестности богаты причудливыми камнями, которые прекрасно подходят для сооружения искусственных садовых горок. В периоды династий Мин и Цин Сучжоу переживал экономический и культурный подъем, одних только обладателей звания "чжуанъюань" /победитель на столичных государственных экзаменах/ здесь было 60 человек -- больше всех в стране! В этот период богатый и знатный Сучжоу стал идеальным местом для создания частных пейзажных садов. Согласно историческим свидетельствам, в период наивысшего расцвета садового искусства в Сучжоу насчитывалось около 300 таких садов.
Художественный уровень образцов пейзажного садового искусства зависел не столько от размера "кошелька" его хозяина, сколько от культуры заказчика и таланта исполнителя. Владельцами частных садов в Сучжоу были удалившиеся в отставку чиновники, богатые торговцы, литераторы и художники. Одни сами проектировали сады, другие прислушивались к советам профессиональных знатоков садового искусства. Многие мастера, занимавшиеся устройством пейзажных садов, отличались благородством натуры и незаурядным творческим талантом.
Пейзажные сады в Сучжоу в большинстве своем находились в черте города -- в тихих переулках, среди обычных жилых домов. Сады обносились внешней стеной, оберегающей тишину от городской суеты.
Попадая за стену, просто замираешь от красоты миниатюрного уголка живой природы: изящные мостики, журчащие ручьи, искусственные горки, павильоны и террасы, укромные тропинки, цветы и деревья... Отсюда еще одно название пейзажных садов Сучжоу -- "Городские горы и рощи".
В частных пейзажных садах нашло отражение стремление их владельцев к уединению и покою. Образованная элита и аристократы в средневековом Китае нередко следовали такой традиции: если не баловала судьба, они обретали душевное равновесие в наслаждении природой и занятиях музыкой, шахматами, каллиграфией и живописью. Названия садов "Чжочжэнъюань", "Ваншиюань", "Ипу", "Оуюань" лучшее тому свидетельство. Знаменитый танский поэт Бо Цзюйи в одном из своих стихотворений воспевает безмятежную жизнь в таком живописном саду.
Большинство классических пейзажных садов в Сучжоу являлись садами при частных домах. Самый обширный из них -- сад "Чжочжэнъюань" -- занимает площадь в 50 тыс кв. м., а размеры самого "миниатюрного" сада "Хуаньсюшаньчжуан" лишь 2,1 тыс кв. м. Несмотря на небольшие размеры частных садов, в них представлен целый калейдоскоп ритмов пространства и пейзажей.
Поскольку в Сучжоу настоящие горы -- редкость, подлинным ценителям горного пейзажа пришлось создавать искусственные горки прямо у себя в саду.
Горки обычно имеют более одной вершины, а склоны сооруженных из земли и камней горок засажены цветами и деревьями. Город Сучжоу расположен на берегу озера Тайху. Камни с этого озера были излюбленным материалом для возведения искусственных горок. Сад "Шицзылинь" прославился как "Царство искусственных горок". Хоть горки здесь невысоки, но изумляют разнообразием рельефа и глубокими пещерами. Пребывая в этом саду, кажется, что находишься в настоящих горах.
В классических пейзажных садах Сучжоу круглый год по воле человека струится вода и не смолкают ключи. В саду "Чжочжэнъюань" вода занимает треть пятых всей площади сада. Но вода не представляет ограниченное пространство одного водоема, а варьируется то в форме сообщающихся прудов, то речушек, извивающихся вокруг горок, мостиков, галерей и цветущих лотосов. Даже небольшого размера водоемы так же прелестно смотрятся на фоне каменистых берегов, почти плывущих по воде мостиков и прилепившихся к берегу строений.
Садовые постройки варьируются по стилю в зависимости от своего функционального назначения: для отдыха, приема гостей, чтения и многого другого. Сооружения отличают легкость, живость, пластика и изящество. Сад "Лююань" знаменит замечательной композицией:
открывает сад зигзагообразная галерея. Прогулка по ней наполняет душу умиротворением. Когда галерея кончается, взору предстают разнообразные постройки, разделяющие сад на несколько гармонично сочетающихся друг с другом пространств: в центральной части -- господствуют горки и водоемы. Кристально чистая вода словно замерла в окружении горных пиков. В восточной части доминирует архитектурный ансамбль, во дворе которого будто вкраплены причудливые камни и утесы. В северо-западной части сада пробивающийся средь расщелин ручей и буйная зелень напоминают девственный горный лес.
Пестрые цветы и изумрудные травы под окнами, "древние деревья" меж горок и бамбуковая роща... Все это -- плод душевных усилий и таланта мастера, торжество воплощенной идеи.
Сад "Ваншиюань" хоть и небольшой по размеру, но по красоте ничуть не уступает более просторным садам.
Обладая лишь одной шестой площади сада "Чжочжэнъюань", "Ваншиюань" сумел стать непревзойденным примером изящества и уединенности. Этот сад являет собой классический образец "сада внутри сада", "пейзажа за пределами пейзажа". Хотя в саду строения занимают много площади, а водоемы -- мало, здесь не ощущается ни тесноты, ни ограниченности пространства.
Попав в классический пейзажный сад Сучжоу, нельзя увидеть все его прелести сразу, они сокрыты экранирующими ширмами. Нередко ширмой служит искусственная горка, стена, постройка, заросль цветущих деревьев. Гуляя по галерее в саду "Лююань", проникаешь в глубинный смысл стихотворения поэта династии Сун /960 -- 1279 гг./ Лу Ю: "Кряж за кряжем, ручей за ручьем -- кажется нет уж дорог, но в просвете меж ив и цветов виднеется вновь хуторок".
Количественная ограниченность пейзажей с лихвой компенсируется их вариативностью. Пейзаж меняется на каждом шагу, не говоря уже о метаморфозах при смене времен года. У одного и того же водоема можно испытать все виды наслаждения: любоваться резвящимися рыбами и вдыхать аромат цветущих лотосов, сидя в каменной лодке; забравшись повыше, взирать на захватывающую дух чарующую картину гор и вод; в солнечные знойные дни, склонившись к водоему, ощутить свежесть ветерка и прохладу воды; в ненастную погоду усладить слух лепетом дождя, а взор -- последними цветами лотоса.
Арочные проходы и деревянные узорчатые решетки на окошках в стенах садовых построек делают сад сквозным.
В планировке сада "Цанлантин" преобладают горки, однако благодаря украшенным ажуром из более 100 узоров решетчатым окошкам галереи достигается гармония горок в саду и водоемов за пределами сада. На рассвете и закате, когда водоем окутывается туманом, возникает поэтическая картина пейзажа "гор и вод".
Оценить по достоинству изысканность классических пейзажных садов Сучжоу может лишь тот, кто хорошо знает традиционную культуру Китая, ибо эти сады одновременно являются произведениями зодчества, живописи, стихотворчества, каллиграфии и скульптуры, выразителями историко-культурной специфики Китая.
По признанию Комитета по делам мирового наследия ЮНЕСКО, нигде в мире не существует других садов, которые лучше, чем сады Сучжоу, воплощали бы идеал планировки китайского классического ландшафтного сада -- на огражденной площади воссоздать неограниченное пространство. Сучжоуский классический пейзажный сад XVI-XVIII вв. своей блестяще продуманной композицией отображает сокровенную идею китайской культуры -- воссоздать и превзойти саму природу.
/По материалам издания "Китайские памятники мирового наследия"/








2 коммент.:

Vishna0777 комментирует...

Ничего себе, просто супер. Первый раз захотелось в Китай

RinaLicorne комментирует...

Ага, там такие красоты оказыватся!

Отправить комментарий